Паш
Паш

Степан Торбоков
Степан Торбоков

Замечательный шорский кайчи и поэт, неутомимый собиратель шорского фольклора.

Степан Семенович Торбоков родился в семье шорца-охотника в декабре 1900 года в с. Тагдагал (ныне г. Осинники). Степан с детства полюбил охотничье ремесло: уходил с отцом на несколько месяцев. Тайга стала для него вторым домом. По возвращении домой из тайги охотников встречали шумно, устраивали праздник — той. Степан любил эти вечера, сам был хорошим певцом и исполнителем народного шорского эпоса. Пел он и свои песни, родившиеся в его сердце где-нибудь на привале у костра. Очень привлекала будущего поэта игра на шорском инструменте — кай-комусе. Именно из звучания этого инструмента родилась первая колыбельная, сочиненная Степаном для маленького братишки. Песню эту стали петь все матери в Тагдагале. Еще до революции Степан окончил церковно-приходскую школу. После гражданской войны он стал уполномоченным сельсовета, организовал в Шории потребкооперацию, заведовал народным домом. Открывает курсы ликвидации безграмотности в г. Мыски. После окончания учительских курсов в Красноярске Степан начинает работать учителем в пос. Тенеш. В 37 лет он поступает на географический факультет Томского университета и заканчивает его в 1943 году, заочно.

Затем в течение четверти века Торбоков учительствовал в школах сел: Кинерки, Рябиновка, Тайлеп. Все эти годы он пишет стихи, собирает и записывает песни, легенды, сказки шорского народа. Стихи поэта без всяких публикаций находили дорогу к сердцам людей. Из уст в уста передавали их из одного улуса в другой. Вначале сороковых годов впервые стихи Степана Семеновича Торбокова были переведены на русский язык хакасским поэтом А. Кильдичаковым и опубликованы в газете. В пятидесятые годы собиратель шорского фольклора начинает сотрудничать и переписываться с литераторами Новосибирска и Горного Алтая. В шестидесятые он знакомится с переводчиком своих стихов поэтом из Абакана Г. Сысолятиным. Позднее переводом его стихов занимались М. Небогатов, В. Махалов.

Вышли в свет три сборника стихов Торбокова: «Белая береза» (1960), «Пихточка» (1960), «Струны кай-комуса» (1967). Множество стихов поэта печатались в газетах «Сельская жизнь», «Кузбасс», «Кузнецкий край» и др. В 1995 году в Новокузнецке вышел сборник шорского фольклора, собранного Торбоковым.

Поэта, сказочника, собирателя шорского фольклора чтят и помнят все, кто хоть однажды соприкоснулся с его творчеством.


 

Порог на Мрассу

Пел народу кайчы
Про таежную реку Мрассу,
Про ее серебро,
Про ее непокой и красу,
Как великий Ульген
Приказал ей бежать под утес
И седой Огудун
Погляделся в опаловый плес.
Погляделся и сердится,
Камнями в воду плюет:
Словно муха по зеркалу,
Салик по речке ползет.
И рыбачка на салике
Гребью* поток шевелит.
Вал от греби идет,
И горы отраженье рябит.
Разозлилась гора
И обрушила вниз полскалы.
Поглотили рыбачку
Мрассу ледяные валы.
Но и зеркала тоже
Не стало у каменных ног:
Огудун опрометчивый
Сделал на речке порог.
Но легко ль обуздать
Непокорную удаль Мрассу?
Бьются волны о щеки
И каменный пояс грызут,
И песчинками точат
Порога крутые бока ...
Снова в прежнее русло
Вступила однажды река.
Но утратили воды
Зеркальную тихую гладь.
Разъяренной медведицей
Вечно реке бушевать.
Вечно брызги швырять
Огудуну седому в глаза.
Вечно пену крутить
И браниться на все голоса.
И такая на этом
Пороге всегда быстрина,
Что протащит по дну
Стопудовые камни она.
И такой над порогом
Рокочущий грохот и гром.
Что и крик различают
Здесь люди с великим трудом.
От такого соседства
Совсем постарела гора.
Но поставили мы
На свирепой Мрассу туера*.
Карбаса и моторки
Снуют через дикий порог
Огудун не швыряет
Гранитных обломков в поток.
Мы сказали Мрассу:
- Не бушуй и валы не мечи ...
Это пел плотогонам
К стоянке пришедший кайчы.
(Гребь – весло. Туер - самоходное речное судно 
для буксировки других судов)