Паш
Паш

Степан Торбоков
Степан Торбоков

Замечательный шорский кайчи и поэт, неутомимый собиратель шорского фольклора.

Степан Семенович Торбоков родился в семье шорца-охотника в декабре 1900 года в с. Тагдагал (ныне г. Осинники). Степан с детства полюбил охотничье ремесло: уходил с отцом на несколько месяцев. Тайга стала для него вторым домом. По возвращении домой из тайги охотников встречали шумно, устраивали праздник — той. Степан любил эти вечера, сам был хорошим певцом и исполнителем народного шорского эпоса. Пел он и свои песни, родившиеся в его сердце где-нибудь на привале у костра. Очень привлекала будущего поэта игра на шорском инструменте — кай-комусе. Именно из звучания этого инструмента родилась первая колыбельная, сочиненная Степаном для маленького братишки. Песню эту стали петь все матери в Тагдагале. Еще до революции Степан окончил церковно-приходскую школу. После гражданской войны он стал уполномоченным сельсовета, организовал в Шории потребкооперацию, заведовал народным домом. Открывает курсы ликвидации безграмотности в г. Мыски. После окончания учительских курсов в Красноярске Степан начинает работать учителем в пос. Тенеш. В 37 лет он поступает на географический факультет Томского университета и заканчивает его в 1943 году, заочно.

Затем в течение четверти века Торбоков учительствовал в школах сел: Кинерки, Рябиновка, Тайлеп. Все эти годы он пишет стихи, собирает и записывает песни, легенды, сказки шорского народа. Стихи поэта без всяких публикаций находили дорогу к сердцам людей. Из уст в уста передавали их из одного улуса в другой. Вначале сороковых годов впервые стихи Степана Семеновича Торбокова были переведены на русский язык хакасским поэтом А. Кильдичаковым и опубликованы в газете. В пятидесятые годы собиратель шорского фольклора начинает сотрудничать и переписываться с литераторами Новосибирска и Горного Алтая. В шестидесятые он знакомится с переводчиком своих стихов поэтом из Абакана Г. Сысолятиным. Позднее переводом его стихов занимались М. Небогатов, В. Махалов.

Вышли в свет три сборника стихов Торбокова: «Белая береза» (1960), «Пихточка» (1960), «Струны кай-комуса» (1967). Множество стихов поэта печатались в газетах «Сельская жизнь», «Кузбасс», «Кузнецкий край» и др. В 1995 году в Новокузнецке вышел сборник шорского фольклора, собранного Торбоковым.

Поэта, сказочника, собирателя шорского фольклора чтят и помнят все, кто хоть однажды соприкоснулся с его творчеством.


 

Гвоздь

Кожаный аил гвоздя не знал -
В кожаном аиле гвоздь не нужен.
Но однажды среди шорских скал
Кем-то пласт руды был обнаружен.
 
С той поры мы в кузнецы пошли
И ковали всячину привычно,
Лишь гвоздя изладить не могли ­
Недоступен был тот гвоздь обычный.
 
Простоту обходят мудрецы,
Новые выдумывая вещи.
Подтвержденье - наши кузнецы,
А они-то слыли многих хлеще.
 
Так им долго не давался гвоздь,
Что наш брат и бросил, доведись бы.
Но в ту пору ставить им пришлось
Не аилы дедовские - избы.
 
И когда свели они внаклон
Первые пучки стропил раскосых,
Позарез понадобился он!
Но не гвоздь тогда сказали – «позых».
 
«Позых» - связка. Как найти ее?
Стали думать - получилось ловко:
«Надо длинный стержень, острие,
Плоскую широкую головку ...»
 
Удивленно крякнули: «Растем!» -
Избы, покрываясь свежей дранью.
Тут и стал железный гвоздь гвоздем ­
Так седое говорит преданье.
 
Я на том в поэзии стою:
Дай стихотворенье гвоздевое,
Думай, чем ты свяжешь жизнь свою
Накрепко с народною судьбою.